d_kishkinev (d_kishkinev) wrote,
d_kishkinev
d_kishkinev

И снова о шпане

Ни фига себе уровень американских школьников. Был приятно поражен, почитав посты многоуважаемого коллеги.

Оригинал взят у shvarz в И снова о шпане
Я вчера ходил судить соревнование школьных научных проектов в соседнюю школу. Пять лет назад я писал об этом соревновании в посте "Та молодая шпана" и пост тот вызвал довольно бурную для моего ЖЖ тех времен реакцию (у меня тогда френд-офф было наверно человек 200). Советую прочитать для понимания контекста, тем более что он остался вполне актуальным.

Я опять поразился качеству проектов, которые прогрессируют вместе с самым передним краем науки (был, например, проект с использованием CRISPER). Студенты, как водится, самые разные - от "выдрессированных собачек" до вполне самостоятельных ученых (не побоюсь такого громкого слова). Особенно запомнились два мальчика.

Первый с горящими глазами рассказывал про то, как он пытался выяснить, какой из 9 генов в одном опероне критически важен для туберкулезной палочки. "Я, говорит, решил разрушить восьмой ген и для этого.." Я ему: "Погоди, а почему именно восьмой?". А он: "Ну я начал по порядку и уже разрушал первые семь и не получил никакого эффекта." Молодец мальчик, упорный :) На восьмом ему повезло. Хотя что такое "незаменимая аминокислота", ради которой бактерия и держит этот оперон, понимал плохо.

Второй мальчик был серьезный и сосредоточенный, рассказывал все медленно и обстоятельно. С первого взгляда мне его работа не понравилась - кое-какие контроли отсутствуют, некоторые графики сделаны по одному-двум измерениям, местами не логично развита идея. Но после расспросов обнаружилось, что проект он придумал и сделал полностью сам. В лаборатории его обучили основным методам, дали кое-какие реактивы и пустили в свободное плавание, разрешив заниматься тем, чем он хочет. Собственно все косяки объяснялись тем, что он сам все придумывал и сам делал каждый эксперимент и, как он честно признался, некоторые эксперименты он запорол, либо загрязнив культуры или запоров выделение образцов. А делал он вот что: Он решил посмотреть, как кишечный паразит Giardia распознается макрофагами. Добавлял убитых паразитов к макрофаговой клеточной линии и смотрел, какие сигнальные молекулы те начинают выпускать в ответ. Нашел два таких сигнала и попытался разобраться, что именно распознают макрофаги, для этого он пошагово убирал разные типы молекул (РНК, ДНК, липиды, белки). В итоге наткнулся на совершенно неожиданный результат - если обработать убитую Giardia протеазой, то вместо ожидаемого уменьшения активации, макрофаги наоборот активируются с безумной силой (если изначальный эффект был раза в полтора, то тут получалось 25). Дальше раскопать он не успел, а осенью уже идет в колледж. Хочет потом быть ученым.

Я ему выдал все лучшие оценки, хотя шансов на то, что он победит в следующем уровне соревнований практически нет. Там обычно побеждают красивые законченные проекты, пусть даже и сделанные с помощью менторов. Но такой вот опыт куда полезнее для того, чтобы человеку понять, захочет ли он потом заниматься наукой.
Tags: education, science
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments