d_kishkinev (d_kishkinev) wrote,
d_kishkinev
d_kishkinev

Майские указы

Сабж - это такой классический пример малоэффективной и очковтирательской экономики "ручного" то есть административного управления. Это типа как приказать развивать импортозамещение или заставлять прокурорских бегать по рынкам и регулировать цены на социально значимые товары. Тот же бред.

Намерения-то благие. Конечно же, мы хотим, чтобы врачи, учителя, ученые, преподаватели, воспитатели в детских садах жили лучше, но, ребята, из ничего всё не берется. Ну не бывает так. За всё надо платить чем-то. Приказали регионам натянуть показатели. Они выкручиваются изо всех сил с 2012 г.  Где-то реально повышали, но не реже, если не чаще, это были приписки, мухляжи с цифрами. Регионы залезли в долги, часто коммерческим банкам под высокий процент, т.к. федер центр твердит "находите whatever it takes". Сократили инвестиции, где-то почти в ноль. Региональные бюджеты в огромных дефицитах. Нужны федеральные трансферты для ликвидации дефицитов и это как бы гарантировано бюджетными законами, но реально кому-то дают, а больше не дают. Уж точно не закрывают дефициты. С 2012 г. экономика замедлялась, в прошлом году была около нуля, теперь в рецессии, которая может продлиться и в будущем году. Доходы бюджетов падают. Урезание инвестиций, чтобы платить зарплаты, только уменьшает шансы на то, что в будущем у этих регионов будут устоичивое самостоятельное развитие. Это будут очень долгосрочный и сдерживающий рост регионов carry-over effect. И откуда эти цифры? Почему 100% в среднем по региону к такому-то году, а где-то и 200% от среднерегиональной?

Вы скажите "легко критиковать, а сам-то что предлагаешь". Вопрос сложный. Самое важное понимание - повышение устойчиво только если оно соизмеримо реальному росту экономики и производительности труда. Причем производительность труда, в первую голову, важна НЕ в секторе госуслуг (хотя там нужно тоже повышать эффективность, но разумно, без бездумной баллогонки), а основное внимание нужно уделять тем секторам, где реальные доходы формируются. Учитель или профессор что так, что эдак свои уроки провели или лекции прочитали. Им можно за это дать 50 или 500 или 5000 долларов в месяц. В зависимости от размера пирога бюджета и количества дольщиков - бюджетников. При каждом из этих случаев они скорее всего будут ходить на работу, как делали это и раньше (вспомним 1990-е и начало нулевых) и в 100 раз лучше они при пятитысячной зарплате учить не будут, по сравнению с 50 долларами. А вот почему у них может быть такой разброс зарплат? Да потому что они просто дольщики пирога, сгенерированного не ими, а бизнесами. Потому что предприятия заплатили много налогов. Они, а не администрации регионов или какой вышестоящий чиновник, источник благополучия людей страны. И это значит, что нужно развивать, в частности, промышленность. Даже, и вот тут многие всплеснут руками и заноют про нефтяную иглу, нужно развивать что уже есть, пресловутую ТНК. Разбивать неэффективные госкомпании, ту же Роснефть и Газпром, как разбивали РАО ЕЭС. Поддерживать частные средние и мелкие газо- и нефтедобывающие компании, давать им всем доступ к трубе, а не только Газпрому. Да, в том числе больше разведывать и добывать газа и нефти. А для этого, кстати, нужна тесная интеграция в мировую экономику, открытость миру. Для этого категорически НЕ нужно играть в пресловутую "геополитику" (что за слово такое - мол, мы в "гео" масштабе важны-преважны? ха-ха-ха три раза). Нужно сидеть спокойно, херачить свой примус и быть мирными и открытыми миру, чтобы не "крымнаш" и "черная обезьяна в Белом доме", а Halliburton и Shell работали на шельфах Азовского, Черного и Охотского морей. Чтобы СПГ-терминалы спроились. Чтобы спокойно продавать газ и нефть туда, где уже есть инфраструктура, а не строить безумно дорогие "Силы Сибири", у которые если и есть маржа, то очень близкая к нулю и в очень отдаленном будущем. Чтобы не строить безумно дорогие мосты, чтобы хоть как-то поддерживать внезапно оттяпанный регион, а использовать эти средства для сокращения налогов, к примеру, на много лет для начинающих бизнесов.

Но не только это. Администрирование налогов. Вот еще потенциал. Огромные теневой сектор в примерно треть от ВВП. Да посмотрите вокруг. Ведь каждый увидит, что он, его знакомые или друзья или коллеги уже десятилетия что-то как-то зарабатывают в "серую", т.е. получают налик, не оформлены как ИП, не платят налогов, не платят в социальные фонды, не формируют из этого оборота свои пенсионные права, не поддерживают свою же медицину. Каждый почти был, является или знает людей, которые в одной из своих ипостасей участники "серой" экономики. Это везде есть, но размер имеет значение. Одно дело, постриг кусты соседу, тот заплатил 500 рублей и вот и весь размер "серого" сектора. А ведь есть дофига людей, которые почти все доходы получают так, которые ничего не платят ни в региональные бюджеты, ни в социальные фонды (ПФР, ОМС). Так с 1990-х гг. и не научились собирать налоги и сжать пространство этой "серой" экономики. А еще "жесткая рука", "вертикаль власти". Херня эта ваша жесткая рука, если так посмотреть. Конечно, вы тут мне скажите "а мы не доверяем государству, они всё разворуют". Так вот и повод развить гражданскую активность, а не кричать про "Навальный вор". Гос-во должно брать налоги для вашего же блага. Если оно берет, а потом до вас это не доходит, вот тут вы зачешетесь на тему и прозрачности и подотчетности, по поводу честности выборов, сменяемости власти и прочего. Это уже не будет абстракциями, вас не касающимися. А иначе так и будите всю жизнь получать налик, а потом удивляться и бросать ноющие "негодуэ", как же у меня же ж такая мизерная пенсия и плохая поликлиника! Ай-яй-яй.

Конечно, есть еще и другие факторы. Например, нужно выстраивать адекватную задаче шкалу зарплат в госсекторе. Т.е., тут я даже соклашусь с леваками, поднимать МРОТ и пособия по безработице, чтобы у людей было понимание, что в бюджетной сфере, именно гарантированные законом оклады были вполне достаточны для нормальной жизни. Это немного, но хватит без подработок. Мы же знаем, что оклады часто мизерные, а остальное - все эти приписки, которые то возникают, то тут же, в плохие годы, срезают. Пусть место госслужащего (учитель, чиновник, ученый или воспитатель детсада) будет с небольшой, но достойной и хватающей для жизни зарплатой. Плюс ништяки только госслужающих типа субсидированная и длительная ипотека с небольшим первоначальным взносом (не дарение квартир непонятно кому и в какой последовательности!). Но рабочих мест тогда в секторе госуслуг не может быть много, т.к. много таких мест не потянут бюджеты. Отбор будет жестче, критерии выше.

И еще много чего. Ну хотя бы постепенный переход к не очень крутой, но всё же прогрессивной шкале подоходного налога, постепенное поднятие пенсионного возраста (позволит уменьшить дефицит ПФР и трансферты ему) и прочее и прочее. Всё это нужно методично делать. Переход к такому состоянию займет десятилетия, а не "выполним перевыполним к 2014 или 2018 гг." Как-то так.
Tags: economy
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments