d_kishkinev (d_kishkinev) wrote,
d_kishkinev
d_kishkinev

Постсоветские гос-ва как лаборатория траекторий развития

Умер 78-летний Каримов. Среднеазиатские гос-ва + Белоруссия + Азербайджан для меня, как наблюдателя, представляют собой интересные объекты для изучения эволюции обществ, экономики и политических систем. Вроде бы довольно распространенная у политологов гипотеза заключается в том, что в гос-вах с авторитарным режимом правления, где механизм реальной, не имитированной, передачи власти не отлажен, риски политические, и связанные с ними экономические, выше нежели в тех, где этот механизм есть в момент когда сама жизнь заставляет таки передавать власть (ну умер лидер или заболел и откладывать переход или менять конституцию уже бесполезно). Ну это всё от Acemoglu и Robinson и сотоварищи. Не нужно думать, что там, где механизм переходов отлажен, есть лучезарная и транспарентная демократия. Например в том же самое Китае есть механизм 10-летнего цикла, и это уже довольно устойчивая система.

Думаю, что это упрощение и на самом деле в модели должны быть еще учтены другие факторы. Но взвесить и формализовать эти факторы сложно, плюс конечно наука действует редукционистски, пока данные не вынуждают усложнить модель.

Вот некоторые дополнительнительные факторы в модели (список неисчерпывающий):

1) Фаза демографического и индустриального развития. На фазе интенсивной индустриализации и урбанизации авторитарные режимы кажутся органичны и устойчивы и становятся менее популярными только у второго-третьего поколения горожан, кои уже должны быть существенной частью населения.

2) Наличие кризисов, привнесенных извне. Например, совпадает ли экономический кризис из-за изменения внешней конъюнктуры и политический переход, т.е. упала нефть, всё плохо с финансами, и еще близко к этому времени умирает лидер - пример Венесуэлы. Хороший экономический тренд может элиминировать потенциальные конфликты в моменты переходов, как например это могло быть в 2003 г. и 2007 г. в Азербайджане и Туркменистане. У элит в такие моменты нет больших сомнений, а правильно ли мы развиваемся и нет множества разных идей, как развиваться. Всё и так неплохо.

3) Фактор contagion, когда у соседних гос-в вдруг происходит нестабильность и она перекидывается на соседнее, где тоже всё висит на волоске и достаточно небольшого толчка от соседей. Еще фактор сильный региональных различий и наличия нацменьшинств на территории страны - узбеки в Киргизстане или русские на ЮВ Украины. Но действует невсегда. Так никакого заметного contagion effect на Белоруссию в 2014 г. не было, но я могу предположить, что политическая нестабильность в России может carry over на Белоруссию прежде всего через смену правил поддержки экономики Белоруссии (менее выгодные цены на углеводороды, нет льготных кредитов белорусским предприятиям).

Действует ли это это правило всегда и при любом эпизоде, где власть вынуждена меняться? Буду честен с фактами. Практика показывает, что не всегда. Например, в Туркменистане после смерти Ниязова было разве что микроконфликт внутри элит, когда врио начали уголовно преследовать, а потом пришел Бердымухамедов и всё стало тихо и гладко. Тихо и гладко произошла передача власти в Азербайджане в 2003 г. после смерти Гейдара Алимова его сыну Ильхаму.

Признаю, что если рассматривать эти два эпизода, то моя гипотеза не подтверждается, но гипотеза и не предполагает 100%-ти, т.е. нужна выборка гос-в и несколько случаев перехода (хотя бы 10). Люди живут долго, так что этот "исторический эксперимент" и сбор репрезентативной выборки займет десятилетия.

Сейчас чисто по возрастным и биологическим причинам сразу у шести пост-советских гос-в с авторитарным типом правления у власти откровенно пожилые или уже заметно стареющие лидеры. Так что есть возможность еще при моей жизни понаблюдать за моментами переходов в результате смерти или ухода по возрастным причинам.

Узбекистан - Каримов (умер в 78 лет) - посмотрим, как произойдет переход
Казахстан - Назарбаев (сейчас 78 лет) - осталось наверное менее 10 лет, посмотрим, как произойдет переход
Таджикистан - Рахмон (64 года) - может прожить и проправить еще достаточно долго, 10-20 лет
Белоруссия - Лукашенко (62 года) - может прожить и проправить еще достаточно долго, 10-20 лет
Россия - Путин (64 года) -
может прожить и проправить еще достаточно долго, 10-20 лет

Допускаю, что к 2030-40 гг. реальность вполне может prove me wrong :) и в большинстве или во всех случаях переходы будут тихими и гладкими, как в Туркменистане в 2007 и в Азербайджане в 2003 г. Ну что ж, рабочая гипотеза будет отвергнута данными. Ну что ж, так работает наука. В модель придется вносить дополнительные элементы.
Tags: economics, history
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments