d_kishkinev (d_kishkinev) wrote,
d_kishkinev
d_kishkinev

О цензуре

А. Архангельский в сегодняшнем "Слоне". Опять же, у кого может нет подписки, привожу кусок. Это естественно на тему выступления Райкина на прошедшей недели.

Выражаясь философски, цензура сегодня безосновна; она построена на том, что «люди сами всё понимают». Государство финансирует большинство культурных институций и художников. В силу им же, государством, установленных правил денег вам взять больше неоткуда – или это связано с большим риском. Вы же не хотите лишиться господдержки в следующем году? Нет, не хотите, вы же не идиот. А значит, вы прекрасно понимаете, на какие темы можно и нужно говорить, снимать, рисовать, чтобы государству понравилось. И на какие темы не нужно говорить, чтобы государство не расстраивать. Поэтому системе больше не нужен ни граф с бакенбардами, ни товарищ Суслов: деньги в соединении с авторитарной этикой (государственные интересы важнее интересов отдельного человека) сами все сделают как надо.

Цензорами работают сами «игроки» – «нежелательное» отметается ими самими еще на этапе замысла; это «нежелательное» просто не рождается на свет. Так что цензоры в классическом смысле не нужны, еще и экономно получается. Это – действительно так! – нельзя даже назвать цензурой; ее действительно в прямом смысле у нас нет, а есть просто «понимание правил игры» самими игроками. Это какой-то идеал даже не в духе Оруэлла, а в духе Олдоса Хаксли. Государство могло бы с интонацией Олега Табакова, как в известном всем сериале «Семнадцать мгновений весны», похлопать по плечу художника, сказав ему: «Мне очень приятно, Штирлиц, что вы так хорошо все понимаете. Мне вообще очень приятно с вами работать, Штирлиц».

Tags: art, censorship
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments