Возможно, этого и хватит. Если же ЦБ решит пойти тем же темпом дальше, например до уровня 45 по корзине, то эта отметка нынешними темпами будет достигнута к 25 февраля. Ей будут соответствовать курсы доллара и евро в 38 и 53 рубля соответственно. Но с высокой степенью уверенности можно сказать, что эти уровни — уже «перелет» курса выше равновесного («справедливого») уровня: то, что в теории валютного курса именуется хрестоматийным термином overshooting.
Возможно, что по мере опускания рубля ЦБ попробует остановиться и «послушать» рынок. Но это, наверное, не слишком рациональная тактика, она приведет лишь к дополнительной потере резервов. Во всяком случае, вполне вероятно, что в феврале, может быть, даже до его середины, процесс резкого ослабления рубля будет завершен, дальше пойдет более мягкая рыночная подстройка.
Впрочем, вполне возможно, что уже и нынешний курс рубля исходя из фундаментальных оснований несколько занижен. И вполне возможно, наверное, ставить на 30–31 к доллару как на среднегодовой курс (как это делает первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, но его, правда, еще и «положение обязывает»). Но, разумеется, как предписывает модель овершутинга, сначала курс подскочит до 35, а может быть, и выше, а потом — на волне отката и «обратной паники» — вполне может прогуляться и куда-нибудь к 26–28 рублям за доллар. Правда, поверить в «обратную панику» сейчас трудновато, обычно (и наша практика вроде бы это подтверждала) в отличие от «прямой» валютной паники обратный сброс идет несимметрично, медленнее. Но почему-то кажется, что как только (и если) будут первые признаки оживления американской экономики, будет и массовое движение «толпы инвесторов» в нефтяные фьючерсы и, соответственно, выход из провала цены нефти. После овершутинга и разворота движения курса у ЦБ уже не будет никакого резона сдерживать укрепление рубля, он даст ему «поплавать». И вполне возможно, что будет столь же массовый сброс валюты, как и нынешняя ее покупка — это обычный процесс фиксации прибыли на развороте тренда.