d_kishkinev (d_kishkinev) wrote,
d_kishkinev
d_kishkinev

Category:

О природе морали



Размышляли ли вы на тему, почему это считается плохим, а то допустим и правильным? Откуда берется мораль? Откуда угрызения совести, стыд и переживание за другого, оказавшегося в дурацком положении?

Известный биолог Ричард Докинз в своей книге The God Delusion, стоя на плечах других авторов, рассуждает об этом и приходит к выводу, что зачатками морали обладали животные задолго до появления человека и мораль имеет эволюционные корни. Докинз выделяет четыре причины, чтобы быть "добрым" человеком.

Первое. Сострадание к детям имеет очень существенное биологическое значение, т.к. наши предки, жившие группами как современные шимпанзе и некоторые другие приматы, заботились о детях в стаде, т.к. это были их близкие родственники или даже дети (часто отцовство было не ясно, как впрочем и сейчас :) - привет Д-ру Хаусу). Раз в стаде все близкие родственники - нужно оберегать самых беззащитных из них, младших, т.к. они - носители самых близких тебе генов.

Напомню, что Докинз - автор нашумевшей в свое время книги "Эгоистичный ген" (англ. «The Selfish Gene»), опубликованной в 1976 году. Словосочетание «эгоистичный ген», вынесенное в заглавие книги, было выбрано Докинзом в качестве провокационного способа выразить геноцентрический взгляд на эволюцию, что означает, что эволюция рассматривается как эволюция генов, и что отбор на уровне особей или популяций почти никогда не одерживает верх над отбором на уровне генов. Если быть более точным, предполагается, что особь эволюционирует для того, чтобы максимизировать количество копий своих генов, взятых в общем (по контрасту с генами отдельной особи). Это биологический способ плюнуть в вечность.

Вторая. Реципроктное поведение - ты мне, я тебе. Я помогаю другим людям в стаде, в своей группе, т.к. в этом случает они могут прийти мне на помощь. Это идет от симбиотических отношений в природе, которые имеют разную степень близости, иногда перерастая в паразитизм (я все у тебя, ты же только страдаешь).

Забота о детях и реципроктное поведение - наследственные программы. Уже дети делают это, незадумываясь о причинах. Эти две вещи - основа альтруизма.

Третье. Хорошая репутация.
Вещь, возникающая из-за языкового общения людей. Т.е. важно быть не только хорошим реципроктором - делать доброе (ожидая взамен такого же к себе отношения), но нужно иметь славу "доброго человека". Тогда не обязательно вынимать блох каждому твоему товарищу в стаде. Ему расскажут другие, которым ты уже сделал приятное :)

И, наконец, четвертое. Израильский зоолог Амоц Захави (Amotz Zahavi) писал о том, что помощь другим - способ неподдельной саморепрезентации. Сильный, способные не только себя обеспечить, но и за того парня заплатить, своим поведение как бы говорит. "Ты видишь, как я тебя превосхожу? Я могу даже подвергнуть себя некоторому дополнительному риску, помогая тебе. И ничего, выживаю и хорошо себя чувствую". Вспомните интервью современных меценатов. Билла Гейтса с Мелиндой, хотя бы. Такое поведение тоже широко распространено в природе.

Итак, получается, что мораль имеет глубокий биологический смысл и древнее эволюционное происхождение. По сути это система моделей поведения. В сложном и чрезвычайно разнородном человеческом обществе множество различных социальных ниш с очень разными моделями поведения. И человек часто со многими нишами не пересекается, имея свою мораль, соответствующую его социальной сети. Более того, на протяжении своей жизни человек проходит много социальных сетей и, соответственно, примеряет к себе разные морали. Вспомните, как принято себя вести в школе, особенно в пубертатном возрасте. Из фильмов и книг, надеюсь, знаете про модели поведения в тюрьмах. Кто-то был в армии. Кто-то помнит "уличные законы", кто-то - "законы пионерлагеря".

Т.о. говорить о морали общества можно только тогда, когда в обществе преобладает один или немного образов жизни (большинство хуторские крестьяне или рыбаки, или рабочие фабрик). А вообще-то в обществе моделей поведения очень много.

Об аморальном поведении. Вообще-то, общие моменты в моделях поведения закладываются в детстве. Но и позднее они могут быть сильно изменены, особенно если оказываешься в закрытом обществе с сильно иными моделями поведения (армия, тюрьма, концлагерь) или же общество переживает какой-то социальный шок или политическое потрясение (приход нацистов, исламистов). Если булошник вступает в НСДАП и начинает резать евреев - это не упадок морали, а ее коренное изменение. Множество участников погромов или геноцидов рассказывают о том, как они пришли к жизни такой, очень похожим образом. Сначала им ломают внутренний барьер, уложенный еще в детстве (не сделай вреда другому человеку, и тем более не убивай его), рассказывая про унтерменшен и недостойных жизни, про врагов. Потом он видит, что многие это делают без особых последствий. Более того, все радуются и весело кричат, что "замочили козлов". Потом первое боевое крещение и далее это уже работа. Так же на войне. Меняется модель поведения. При этом, если человек легко меняет модели поведения, он может вернуться к прежним моделям поведения, когда вновь будет искренне ощущать ужас перед убийством. Мораль - динамичная система.

Феномен - каждое поколение кажется предыдущему страшно аморальным - объясняется тем, что модели поведения часто меняются. Уж тем более в XX в., когда многие общества из аграрного состояния через индустриальное перешли уже к постиндустриальному.

Сопереживание, эмпатия (это когда кто-нибудь из коллег несет чушь, а тебе страшно стыдно за него. Или кому-то больно, а тебе на это смотреть больно). Вещь, по-видимому, имеющая корни в работе нашего мозга, а именно в недавно найденных зеркальных нейронах.

Зеркальные нейроны (англ. mirror neurons, итал. neuroni specchio) — нейроны головного мозга, которые возбуждаются как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим существом. Такие нейроны были достоверно обнаружены у приматов, утверждается их наличие у людей и некоторых птиц. У людей активность мозга согласующаяся с поведением зеркальных нейронов была обнаружена в лобных долях головного мозга в частях, отвечающих за реализацию двигательных функций и в теменной доле большого мозга. Зеркальные нейроны отвечают за подражание.
Некоторые учёные называют их открытие самым главным событием в нейробиологии за последние десять лет. Одним из них является Вилайанур Рамачандран, который считает что эти нейроны играют ключевую роль в процессах имитации и обучении языку. Тем не менее, несмотря на их чрезвычайную популярность, на сегодняшний день не было предложено достойной вычислительной модели для описания того, как функционирование зеркальных нейронов воплощает когнитивные функции такие, как имитация.

Также популярна точка зрения, что активизация зеркальных нейронов происходит не за счёт какого-либо одного нейрона, а как синергетический результат работы нейронной сети.

Стоит честно сказать, что функция, которую выполняют зеркальные нейроны, до конца неясна и является предметом научных споров. Эти нейроны могут быть задействованы в понимании действий других людей и в изучении новых навыков путём имитации. Некоторые исследователи утверждают, что зеркальных нейроны могут строить модель наблюдаемых событий и действий, в то время как другие относят их функции к навыкам, связанным с речью. Также была выдвинута точка зрения, что проблемы из функционирования могут лежать в основе некоторых психических заболеваний, в частности аутизма. Однако, связь между дисфункцией зеркальных нейронов и аутизма остается предметом споров и не похоже на то, что зеркальные нейроны связаны с некоторыми главными симптомами аутизма.

Впервые зеркальные нейроны были обнаружены и описаны Джакомо Риззолатти, Витторио Галлезе и Леонардо Фогасси в университете города Парма, Италия в экспериментах на макаках с введением микроэлектродов в зону F5 и верхнюю височную борозду.

Мораль, а вернее возникновение опимальных моделей поведения, можно изучать и на основе теории игр. Вспомним, что такое дилемма заключенного.

Двое преступников, А и Б, попались примерно в одно и тоже время на сходных преступлениях. Есть основания полагать, что они действовали по сговору, и полиция, изолировав их друг от друга, предлагает им одну и ту же сделку: если один свидетельствует против другого, а тот хранит молчание, то первый освобождается за помощь следствию, а второй получает максимальный срок (10 лет). Если оба молчат, дело проходит по другой статье, и они приговариваются к 6 месяцам. Если оба свидетельствуют против друг друга, они получают минимальный срок (по 2 года). Каждый заключённый выбирает, молчать или свидетельствовать против другого. Однако ни один из них не знает точно, что сделает другой. Что произойдёт?

Дилемма появляется, если предположить, что оба заботятся только о минимизации собственного срока заключения.

Представим рассуждения одного из заключённых. Если партнёр молчит, то лучше его предать и выйти на свободу (иначе — полгода тюрьмы). Если партнёр свидетельствует, то лучше тоже свидетельствовать против него, чтобы получить 2 года (иначе — 10 лет). Стратегия «свидетельствовать» строго доминирует над стратегией «молчать». Аналогично другой заключённый приходит к тому же выводу.

С точки зрения группы (этих двух заключённых) лучше всего сотрудничать друг с другом, хранить молчание и получить по полгода, так как это уменьшит суммарный срок заключения. Любое другое решение будет менее выгодным.

Теперь о практике. Возникновение и распространение моделей поведение, т.е. по сути развитие морали, можно и нужно изучать. Изменение морали можно предсказывать в отдельном социальном слое или в целом в обществе, если обладать моделями распространения тех или иных моделей поведения при контакте с другими. Ведь понятно же, что массовая амнистия или же слабые правоохранительные силы приводят к большему контакту с криминальным обществом. В больном для россиян вопросе - борьба с коррупцией - тоже нужно изучать, почему такие модели поведения в чиновничьей среде господствуют и как изменить правила игры. Вот тогда это будет эффективные меры.
Tags: science
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments