d_kishkinev (d_kishkinev) wrote,
d_kishkinev
d_kishkinev

Сегодняшний "Эксперт" о состоянии науки и инновациях в России

отсюда http://expert.ru/printissues/expert/2009/05/tri_imperativa/


Чего ждать от российской науки

Растущее в последние годы финансирование из федерального бюджета исследований и разработок (двукратный рост в постоянных ценах с 2002−го по 2008 год) к пропорциональному улучшению ситуации не приводит.

Средний возраст исследователей в России не меняется с 1998 года, составляя критические 49 лет. Мы год за годом сдаем позиции в мировой конкуренции результатов фундаментальных исследований, уступая уже не только странам-лидерам, но и Китаю, Индии, Корее, Нидерландам, Австралии. Кратный рост ассигнований на фундаментальные исследования сопровождается уменьшением количества публикаций российских ученых и в целом снижением авторитета России как научной державы. В сфере технологического развития для нашей страны все более характерным становится профиль нетто-импортера технологий: выплаты по импорту технологий превышают поступления от их экспорта в три раза.

При этом говорить о недофинансировании российского сектора исследований и разработок уже нельзя. Речь идет о катастрофически низкой результативности этих затрат. Например, Россия инвестирует из государственного бюджета в сферу исследований и разработок почти в два с половиной раза больше, чем Канада, имея при этом примерно в два раза меньше публикаций в международно признаваемых научных изданиях, в четыре раза меньше цитирований, в десять раз меньше международных патентов и в три раза меньше поступлений от экспорта технологий (см. таблицу).

В чем причины сложившейся ситуации? Сохраняется архаичная структура государственных Академии наук и отраслевых НИИ, препятствующая развитию молодых талантов, научной мобильности и включению российской фундаментальной науки в мировой контекст. Малая глубина планирования российских промышленных компаний, неразвитость инвестиционных институтов, ориентированных на долгосрочные программы в реальном секторе экономики, не создают стимулов для развития негосударственного сектора исследований и разработок — основного мотора роста в инновационной экономике. Корпоративная наука существует лишь в немногих нишевых секторах, а значительная часть государственных научных организаций за последние годы еще более автономизировалась от реальной экономики, проедая советские технологические заделы и сосредоточив усилия на освоении увеличивающегося год от года бюджетного финансирования. Немногие сохранившиеся и развившие свой потенциал научные организации вследствие ограниченного системного спроса на отдельные свои разработки переориентировались на экспорт научных услуг. Администрирование большинства федеральных целевых программ научного и технологического профиля при росте бюджетных ассигнований не ориентировано на развитие реального частно-государственного партнерства. Требования по внебюджетному финансированию оказались малоэффективными, а в условиях кризиса на ближайшие годы станут и вовсе трудновыполнимыми.

В таких условиях ускорение реформирования госсектора науки становится все более актуальным. Это реформирование должно предполагать:

стимулирование развития фундаментальных исследований в университетах, в том числе путем институциональной интеграции с сохранившими компетенции научно-исследовательскими институтами;

ускоренное развитие негосударственного сектора исследований и разработок (даже в условиях кризиса) путем поддержки его инвестиционных программ создающимися институтами развития;

перенос акцента со стимулирования предложения (бюджетное финансирование исследований и разработок в научных организациях) на стимулирование интереса бизнеса (в том числе государственных промышленных компаний) к исследованиям и разработкам, в частности широкое использование механизмов бюджетного софинансирования расходов компаний на НИОКР.

При этом надо понимать, что даже при самом эффективном использовании обсуждаемых инструментов на масштабное, качественное улучшение ситуации уйдет как минимум десятилетие. Таким образом, в ближайшие десять лет поступление на рынок конкурентоспособных российских технологий будет весьма ограниченным, оно точно не покроет большей части потребностей в технологической модернизации, предъявляемых экономикой. Следовательно, широкомасштабное использование механизмов заимствований, адаптации и развития зарубежных технологий является абсолютно необходимым. Даже в условиях развивающегося кризиса и снижения возможностей финансирования технологического импорта представляется необходимым вновь обратиться к механизмам стимулирования импорта технологий в противовес импорту товаров.

Современная экономическая ситуация, развивающаяся рецессия требует дополнительного стимулирования спроса на технологическую модернизацию российских промышленных компаний. Необходимо формирование новых инструментов государственного регулирования (в том числе коррекция приоритетов в рамках деятельности институтов развития и федеральных целевых программ технологического профиля) в направлении создания комплексных проектов модернизации, развития инжиниринговых компетенций, системы переподготовки, глубокой интеграции вузов в реализацию этих проектов.

Итак, императив второй. В ближайшие десять лет поступление на рынок конкурентоспособных российских технологий будет весьма ограниченным, оно точно не покроет большей части потребностей в технологической модернизации, предъявляемых экономикой. Таким образом, не существует альтернативы широкомасштабному использованию зарубежных технологий в целях модернизации российской промышленности.
Tags: science reform
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments