d_kishkinev (d_kishkinev) wrote,
d_kishkinev
d_kishkinev

Categories:

Этапы развития религиозного сознания: от политеизма к монотеизму

Смотрел на днях фильм National Geographic об археологических находках и сопоставлении их с ветхозаветными текстами (Bible's Buried Secrets. Первая часть выложена здесь, а последующие найдете сами).

Пришла в голову мысль, которая, вероятно, боян, изложенный может быть еще в XIX в., но решился все-таки изложить.

Итак, какие мне видятся этапы развития религиозного сознания в связи с социо-экономическими изменениям человеческого общества:

1. Родоплеменное общество - Анималистический политеизм.

Родоплеменное общество. Скотоводы и охотники/собиратели. Обожествляются природные силы, от которых зависит успех хозяйственной деятельности - добыча, погодные явления, растительность и прочее. Некоторые из богов имеют и человекообразный вид, но анимализм преобладает.

2. Земледельческий и (ранне)государственный политеизм.

Земледельческое общество, в котором очень быстро возникают ранние государства. Успех производственный деятельности все еще сильно зависит от природных сил, но появляется возможность запасти продукты впрок. Плюс возникает государство, институты которого начинают формировать новые, доселе не известные факторы производства (налоги, сборы, штрафы, расходы на армию, двор и проч.). В этот период со сцены религиозного сознания уходят многие боги "дикоприродных" корней - охотничьи боги, к примеру. Оставшиеся боги несколько очеловечеваются. У многих из оставшихся богов есть животные ипостаси (Зевс - Орел, Бык; Афина - сова и т.д.. Не исключаю, что раньше поклонение звериным обликам преобладало), но человеческий образ богов выходит на первый план.

3. Вертикализация власти в государстве - Олигомеризация и начало монотеизации. 

По мере укрупнения государственных институтов и самих государств и отдаления правящей верхушки от граждан происходит олигомеризация пантеонов. Главы государств становятся настолько далеки от рядовых граждан и настолько сильно влияют на их деятельность за счет мощных государственных институтов, что значение природные факторы в жизни отдельного человека блекнет на этом фоне. При этом правители становятся (полу)божественными, сакрализируются, утрачивая чисто человеческую природу. Сами правители порой совершают попытки обожествить себя, прямо или косвенно (через религиозную элиту). Причем чем более высока "вертикаль власти" в конкретном государстве, тем сильнее вышеуказанная тенденция  и наоборот. Сравните, например, довольно плоские в социально-иерархическом плане греческие города-государства и их политеистические пантеоны и Египет, где фараоны всегда себя сакрализировали и даже делали попытки монотеизировать пантеон (Аменхотеп IV - Эхнатон). Думаю также не случайным зарождение и распространение Конфуцианства во время правления династии Чжоу (от почитания духов неба и земли переходят к антропологическому учению-религии с обожествляемым императором - "сыном неба"). 

4. Становление чистого монотеизма.

Этот этап произошел далеко не везде и думаю, не является единственно возможным (см. ниже размышления о возможных аналогах четвертого этапа), а почитание Троицы или пророков делают монотеизм не таким уж и моно-. В фильме под вышеуказанной ссылкой говорится, к примеру, что археологические находки в Израиле, в том же Иерусалиме, показывают, что до середины VI в. до н.э., т.е. во время существования Первого Храма и якобы, по Пятикнижию, уже укоренившегося монотеизма у древних евреев еще существовало почитание нескольких богов. В частности, в раскопках встречаются многочисленные статуэтки богини-матери Ашера, которая якобы считалась женой Яхве (далее единственного бога), находят и статуэтки Баала. Такой "хвост" политеизма довольно часто наблюдался у крещенных племен в Европе. Интересно, что к идеи монотеизма в современном понимании приходят народы в относительно узкой географической области: Ближний Восток (иудаизм, христианство, ислам, зороастризм). 

У меня самого, в связи с этими размышлениями, возникает ряд вопросов. Например, были ли тенденции к олигомеризации пантеона в государствах Нового Света (Майя, Инки)?  Можно ли считать учения мудрецов (Лао Цзы, Будда, Кофуций) аналогами близневосточного четвертого этапа? С каким социо-экономическими изменениями в обществе можно связать становление четвертого этапа?
Tags: history, religion
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments