d_kishkinev (d_kishkinev) wrote,
d_kishkinev
d_kishkinev

Интересно из истории российского ВУЗовского образования (XIX в.)

 отсюда и комментов.

В 1816 г. на должность министра народного просвещения был назначен князь А. Н. Голицын, который с 1803 г. занимал пост обер-прокурора Святейшего Синода, с 1813 г. руководил Библейским обществом. Под его руководством Министерство народного просвещения было соединено с ведомством духовных дел и образовано Министерство духовных дел и народного просвещения, которое повело наступление на преподавание философии в университетах. Попечители Казанского и Петербургского учебных округов Магницкий и Рунич учинили настоящий погром в Казанском и Петербургском университетах. Магницким, например, было предписано в преподавании философии руководствоваться «исключительно посланиями апостола Павла» и лишь в порядке исключения привлекать Аристотеля и Платона.
Московский университет избежал такого погрома и из-за позиции попечителя Московского учебного округа князя Оболенского, и из-за скудного состояния преподавания философских дисциплин в эти годы. После войны 1812 г. лекции по логике, метафизике, эмпирической психологии и нравственной философии читал только Брянцев по руководствам К. В. Снелля.

Попытки ликвидировать преподавание философии в российских университетах предпринимались постоянно на протяжении почти всей первой половины XIX в. И вот в конце 1849 г. Николай I обязал управляющего49 Министерством народного просвещения князя П. А. Ши-ринского-Шихматова «представить свои соображения о том, что полезно ли преподавание философии при настоящем предосудительном развитии этой науки германскими учеными и не следует ли принять меры к ограждению нашего юношества, получающего образование в высших учебных заведениях, от обольстительного мудрования новейших философских систем».
В докладной записке Николаю I князь Ширинский-Шихматов пишет, что теория познания, метафизика, история философии, нравоучительная философия должны быть изъяты из преподавания в высших учебных заведениях, ибо дисциплины эти по разным причинам способны породить сомнения в истинности Божественного откровения и посеять смуту в головах юношества, а потому не соответствуют видам правительства и не обещают благоприятных последствий. Что касается логики и опытной психологии, то эти философские науки необходимы и полезны всякому образованному человеку, а потому их надо сохранить в преподавании, но возложить чтение этих предметов на профессоров богословия.
Николай I с предложениями Ширинского-Шихматова согласился и во исполнение его высочайшей воли в российских университетах были ликвидированы кафедры философии и философские факультеты, а существовавшие в рамках философских факультетов два отделения были переименованы факультетами: первое — историко-филологическим, а второе — физико-математическим. Таким образом, с 1850 г. философский факультет и в Московском университете перестал существовать и был восстановлен только в декабре 1941 г.


"Самой сложной проблемой для университетов вновь стал вопрос о кадрах, ибо были разогнаны лучшие профессора. В Петербурге шли разговоры о преобразовании университета в педагогический институт, чтобы готовить преподавателей гимназий и профессоров. Академик Г.Ф. Паррот предложил провести коренное преобразование российских университетов, так как в настоящем виде они ничтожны и бесполезны из-за отсутствия хороших профессоров. Поэтому надо всех старых профессоров удалить и заменить новыми из русских. С этой целью следовало оставить в России только 3 университета: Московский, Казанский, Харьковский, в каждом из них отобрать по 32 лучших студента (по числу кафедр) и отправить их на 5 лет учиться в Дерпт, не пострадавший от погромов, а затем еще на 2 года в Германию. После их возвращения заменить всех старых профессоров. Идеи Паррота попали на подготовленную почву, и в 1828 г. в Дерптском университете был открыт профессорский институт, готовивший кадры для российских университетов, но в меньшем масштабе, чем предлагал Паррот. Кроме того, в октябре 1827 г. Николай I повелел отправить за границу 20 лучших студентов Петербургского университета для подготовки к профессорскому званию. Те из них, кто изучал философию и право, направлялись в Берлин, естественные науки — в Париж. Одновременно в Петербурге был вновь открыт Главный педагогический институт.

далее см. по ссылке
Tags: history, science
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments