Член-корр РАН Финкельштейн:
"...как ни банально это звучит, основные проблемы российской фундаментальной науки связаны не с отсутствием квалифицированных специалистов, знакомых с современными научными задачами, технологиями и научными приборами. Они вызваны унизительным объемом финансирования российской науки на протяжении почти 20 лет, в том числе (а может — прежде всего) — ничтожным объемом инвестиционного финансирования.
Реальная практика показывает: там, где финансирование научных программ адекватно поставленным задачам (например, в таких крупных национальных программах, как нанотехнологии и ГЛОНАСС, где фундаментальная компонента доминирует), не возникает никаких принципиальных проблем ни с правильно поставленными задачами, ни с выбором научного оборудования, ни с привлечением молодых исследователей и высококвалифицированных инженерно-технических кадров. "
Особенно позабавили приведенные примеры: ГЛОНАСС (плоть от плоти фундаментальная наука :)), долгострой еще с советских времен, неизвестно когда заработающий в полную силу, и Роснанотех, деньги которого еще не успели сакадемиздить, т.к. их ооооочень много. Где он нашел практику, которая показывает что-то? Если даже дела среди астрономов в целом лучше, чем в академии (цитирование, публикации, международные проекты), то что за всех то говорить? Почти по Шевчуку: "В рановском рае, подливая чаек:/"Все хорошо, все нормалек!"
Борис Салтыков, один из отцов РФФИ и министр науки в 1991 - 96 гг.
"У нас Академия наук «зациклилась» на зарплате, но не всегда деньги все определяют. Молодой ученый хочет работать на хорошем оборудовании (а это и есть карьера), сам набирать людей, сам себе устанавливать тему. То есть, стать лидером направления. Это новые технологии, отличные связи, владение оборудованием. Если такой специалист возвращается в России, он привносит сюда свою научную идею. Но ему нужно создать нужные условия.
...Сейчас мы стали богатыми и сразу же стали вкладывать в фундаментальную науку. Но тогда и академическую систему управления и организации нужно привести в соответствие с современными требованиями! Что же мы оставили все, как в советское время?! Тогда была плановая экономика, централизованное управление и финансирование, а сейчас все другое. РАН говорит – у нас все хорошо, только денег нет. Я же говорю академикам – у вас все плохо, все не современно, поэтому и денег не хватает."
В общем академики все как один хотят бабла больше, а контроля за эффективностью их расходования меньше, люди вне РАН в основной массе понимают, что нужны структурные реформы, направленные на повышение прозрачности распределения и подконтрольности расходования средств. Только тогда обширные финансовые влияния дадут положительный эффект.