d_kishkinev (d_kishkinev) wrote,
d_kishkinev
d_kishkinev

Category:

Про менталитет с нейрофизиологической точки зрения

"Это просто у народа менталитет такой!" или "Это просто у них менталитет другой!" 

Часто услышишь такие и подобные фразы, ставящие точку в споре о том, почему у нас так, у них иначе. Причем мало кто из говорящих представляет себе, что же такое менталитет. Вернее, менталитет для подавляющего большинства - это такая аура, сопровождающая то или иное сообщество людей на протяжении их истории. Как правило, нечто неосязаемое. Частичку этой ауры каждый получает от рождения или чуть позже извне (родители, общество) и несет всю жизнь. И действительно. Слово это изначально тянет свой смысл в духовно-гуманитарную сферу, потом что изначально от позднелатинского mentalis - "мысленный", "относящийся к мысли". Т.е. менталитет по-русски - это образ мыслей.

Но как с позиции сегодняшнего времени и современного понимания явлений природы мы может переосмыслить смысл слова менталитет?

На мой взгляд, менталитет может пониматься как динамичная совокупность моделей поведения. Динамичная, потому что модель поведения меняется и порой очень быстро. Совокупность - потому что модели поведения у отдельных представителей любого общества очень отличаются в зависимости от того, кто или что повлияло на развитие конкретного человека, но вот "средняя по больнице" модель поведения и называется менталитетом данной общности людей. Модели поведения определяются очень многим - климатом, способом ведения хозяйства, языком, политическими и экономическими институтами. Т.к. многие из вышеупомянутых факторов мало изменяются или очень иннерционны, то для отдельного человека с его относительно короткой жизнью менталитет кажется чем-то постоянным и неизменным. Эдакий фатализм. Но модели поведения на самом деле меняются по мере того, как менятся факторы, их определяющие.

Модели поведения есть разные. Есть врожденные модели поведения, но их к менталитету обычно не относят. Говоря о менталитете имеют прежде всего то, как человек ведет себя в социуме. А вот это уже, как правило, не врожденное, а культурно-наследуемое. Конечно у каждого человека имеется определенный наиболее чувствительный период формирования моделей - начиная с 2 лет (язык) до примерно 25-30 (сложные представления о том, как функционирует данное общество и как действовать в нем, чтобы добиться своих целей). После 30 модель поведения изменить уже значительно сложнее.

Теперь к примерам, чтобы проиллюстрировать.

Речь. Например, звукоизвлечение. Тональные певучие языки типа китайского развивают музыкальный слух и развивают способность различать во внешнем мире звуковые частоты в широком звуковом диапазоне. Грамматика и словостроение. Длинные и сложные предложения и слова в немецком с очень четким расположением разных членов предложения во много обуславливают специфичность, конкретность мышления, но при этом обуславливают относительную неспешность общения. Прагматика или то, как люди говорят (неречевая сторона - интонация, жесты). Т.к. у всех людей есть так называемые "зеркальные нейроны", которые повторяют в нашей "уме" действия того, кого мы наблюдаем (это из-за них мы так не любим заикающихся т.к. сами начинаем в голове заикаться), то, говоря быстро и размашисто жестикулируя, мы заводим слушающих, поднимаем им уровень гормона стресса и держим их в напряжении, а затем получаем поток слов и жестов в ответ. Представьте, что так с вами говорят с детства и всю жизнь потому мы вы итальянец или андалусиец. Вы и будите таким эмоциональным с высоким базовым уровнем гормона стресса, легко заводиться. 

Ситуационная эмоциональная память, сопровождающая то или иное поведение. Еще в садике вы пожаловались на васю, который вас терроризировал и крал ваши игрушки. Общество в виде других детей и потом еще вашего папы вас осудило ("просто подойти и вреж ему" - сказал папа - "а ябедничать нехорошо"). Сформировалось избегание процесса "стукачества" даже если это было бы и вам и другим полезно. К примеру, в американском садике докладывать нормально и негативного эмоционального фона ваша миндалина (отдел мозга, отвечающий за формирование эмоционального плана той или иной памяти, т.е., например, помню комнату - декларативная память - и в ней было было страшно или весело - эмоциональная память).

Более сложные модели поведения. К примеру, отношения к налогам и вообще ответственности перед государством. Общество особо не осуждает такое поведение. Мама и папа почти никогда не заполняют при ребенке налоговую декларацию, не говорят об этом и не объясняют, зачем вообще это нужно, важно или неважно. Уклонение от разного рода обязанностей (начиная от сбора мукулатуры до воинской повинности и налогов) особо обществом не осуждается (это уже школьный опыт). Пословицы и поговорки типа "две вещи всегда тебя застигнут - смерть и налоги" - отсутствуют, поэтому формируется толерантное отношение к уклонению.

Ну и там можно бесконечно продолжать. Можете порезвиться в камментах и на самых разных примерах выстроить цепочки "вот откуда это поведение происходит" и "как это поведение можно было бы описать на физиологическом языке".

Можно также порассуждать на тему "менталитет отдельных социальных групп". К примеру, поведение детей условных московских профессоров конечно же отличается от поведения детей проводницы из Сызрани.
Tags: science, society
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments