Сначала об оффшорах.
Держат в оффшорах потому что тем самым:
1. Оптимизируют налоговую базу. Все бизнесмены хотят это делать и будут делать, независимо от гражданства. Это делают американские, немецкие, французские, какие угодно компании. И ты, пресловутый аффтор любого бложика, который наверное никогда не задумывался об "эффективной ставки налогооблажения", о "снижении операционных расходов", о том, как сделать свой бизнес сильнее, вряд ли поймешь это. Но на 99% уверен, что будь у тебя доля хотя бы в средней компании в какой угодно стране, ты бы как минимум задумался о такой возможности и с 80% вероятностью сделал бы это, послушав умных юристов. При этом задача государства создать такую форму принуждения, чтобы уходить полностью в оффшоры было бы не нужно и невозможно. Например, вы Google и платите налог на прибыль из европейских представительств на Бермудах. Хотя это законно, но правительствам США и EU нужно пополнять бюджет, они уговаривают, копаются в грязном белье, проводя обыски в штаб-квартирах и нажимают на законодателей оффшоров. Это нормальная многовековая игра под названием seek and hide. Россия должна также давить на компании, чтобы с одной стороны их совсем не испугать (чтобы они не закрыли всё в стране), а с другой вернуть часть налога на прибыль внуть страны. С частниками это делать сложнее. Но особенно негоже, если оффшорами обростают компании с большим госучастием, типа электроэнергетические компании. Ведь здесь всего то нужно ввести правильных людей в совет директоров (но видимо все "правильные" слишком заинтересованы в оффшорах). Для системной политики деофшоризации, в частности, нужно и с проклятым западом сотрудничать, обмениваться данными, скоординированно давить на оффшоры. Концетрация доходов в оффшорах это как стекание воды в низины в силу закона тяготения, просачиваясь через все дыры. Удержать "воду" очень сложно. Эффективно это могут государства с эффективными институтами принуждения и привлечение международного сотрудничества (для этого нужно иметь политический вес в мире, уметь сотрудничать, нажимать, договариваться и т.п.).
2. Конечно, офшоры это еще и криминальные, в том числе коррупционные, деньги, когда бенефициары просто прячутся. С этим нужно жестко бороться и никакого оправдания этому нет и не может быть.
3. Конкретно в случае России, это еще и способ защиты собственности через кипрскую законодательную и судебную систему. Т.к. Кипр был до 1960 г. колонией Великобритании, то правовая система сформировалась под влияние т.н. ангийского права. Представьте, что у вас компания в России и у вас выбор - владеть ей через Россию или через Кипр. Через Россию - это значит, к примеру если это та или иная форма акционерного общества, на вас будет зарегестрированы определенные акции в регистраторе. Да, на самом деле риски рейдерского захвата даже в зарубежном регистраторе не нулевые, но если всё правильно делать, то они сводятся к минимуму.
Теперь про кипрский налог на вклады. Это крайняя мера, тк. в банковской системе полная жопа и ее нужно как то спасать. Напомню, что кипрская банковская система тесно связана с греческой, а объяснять, как в Греции плохо особо не надо. И не важно, кто там вкладчик в кипрских банках. Напомню, к примеру, что европейцы сами себе недавно проводили списание греческих долгов, т.к. понятно было, что они невозвратные. И это видимо не последнее списание. Это было бы сделано и если бы крупнейшим вкладчиком была бы другая страна. В условиях экономического и банковского кризисов, подобные меры - стандартное решение. Подобное было в СССР в 1991 г., когда ограничили сумму наличных, доступных для снятия со счета (до 500 р.). Впоследствии, оставшаеся замороженные вклады были очень сильно съедены гиперинфляцией. Довольно большое списание было применено в ФРГ в конце 1940-х начале 1950-х гг. Когда по Закону Аденауэра 1948 г. 50% вкладов обменивались по курсу 10:1 к новой дойчмарке, а 50% заморозили. Потом 70% от этих 50% уничтожили, 20% сделали доступными, и 10% оставились замороженными до 1954 г.
UPD1 В подтверждении моих мыслей,