d_kishkinev (d_kishkinev) wrote,
d_kishkinev
d_kishkinev

Чего ожидать от политики и экономики в течение следующих 4 лет?

Прогнозы - дело не благодарное, но интересное.  Рискну для себя и для тех, кто меня читает, на основании много каких сведений, мною увиденных и услышанных за последние месяцы, сделать некоторое предположение на тему того, что нам ожидать в ближайшие 4 года правления нового Парламента и нового Президента.

1. С наибольшей вероятностью ожидается консервация монополии ЕР в Парламенте, что однако автоматически не означает, что фракция ЕР и внутри партийные брожения не изменят жизнь и лицо партии кардинально на протяжении последующих 4 лет (см. ниже). Во многом эта неопределенность обусловлена неясностью фигуры будущего президента, т.к. именно она будет определять тот уклон исполнительной власти, которая пока еще превалирует над властью законодательной и судебной, который произойдет либо в сторону более жесткого ручного управления (назовем этот вариант "силовой президент и его команда") и возрастающего влияния на экономику страны, либо же в сторону "ослабления гаек" в случае более мягкой и либеральной фигуры ("президент оператор и его команда").

2. Думаю, что в политической жизни стоит ожидать значительного роста политической активности и, соответственно, влияния появившегося и нарастающего среднего класса в связи с его сильнейшей политической недопредставленностью и отсутствием внятных политических лозунгов и предпложений в завершающейся предвыборной гонке. Только полевение в текущей российской ситуации невозможно. Есть уже достаточно широкая прослойка населения (по некоторым данным до 20 - 25%), которые не ожидают от государства повышения пенсии или очередных льгот, но хотят большей прозрачности власти и более эффективного расходования средств на строительство и модернизацию инфраструктуры.

Т.о. есть и будет нарастать политический запрос на представительство данного слоя, по крайней мере на огласку его требований. Мне думается, что, в условиях жесткого 2-3,5 партийного парламента это будет возможным только через раздел фракции ЕР на три крыла: либеральное (Фадеев, Плигин), социальное (Иваев) и патриотическое (Демидов), что уже по сути происходит. Это даже может привести к расколу в рядах ЕР или же послужить предпосылкой для создания правой партии, родом из Кремля, как это было со Справедливой Россией.

3. Ухудшение мировой конъюктуры и замедление социальных программ

Признаки замедления и даже значительного проседания мирового экономического роста видны с разных сторон. 

Прежде всего новости идут с фондового рынка США. Тот же DJ в этом году демонстрирует впервые с 2000 г. серьзную волатильность. Даже 0.75% базовой ставки ему не помогли. А при росте угрозы инфляции по данным 3 и 4 кварталов ФРС вряд ли будет продолжать снижать ставку или же будет делать это медленнее. 
Эра дешевых денег действительно заканчивается.

Кризис ликвидности, как говорят многие эксперты, только начал показывать свою масштабы и пика плохих новостей о списании убытков крупнейших инвестиционных банков мы дождемся в следующем году. 

При проседении или пресловутой рецессии Америки и при отсутствии военных конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке (война в Иране), а может быть и при наличии такого конфликта, возможно некоторое долгосрочное снижение цен на углеводородное сырье в связи с падением спроса в Китае и Индии, что отразиться и на нашем фондовом рынке (кстати, смотрю на РТС и ММВБ сегодня и вижу, что вряд ли будет предновогоднее ралли, впервые за несколько лет. Скорее наоборот, медвежьи санки под горку. Почти все шортим. 



Практически по всех голубым фишкам либо уже раскручиваются нисходящие тренды, либо они возможны. 

Что это будет означать для избирателя? Конец эры дешевых и падающих все возрастающим потоком денег, возможная просадка на любимых рынках российских активов - рынках недвижимости и фондовых рынках. Замедление промышленного роста и уменьшение профицита бюджета. При этом тяжелое положение у крупных российских компаний в связи с ростом стоимости обслуживания долга и сложностями с дальнейшими заимствованиями и рефинансированием. 

Что может последовать далее? Далее, возможно частичное сворачивание социальных программ и громких проектов, затеянных и запланированных путинской администрацией в последние несколько лет. Возможно, что при этом будет нарастать вал критики со стороны приемника и его команды в адрес бывшей путинской администрации и него самого. что де во всем виноваты они, неэффективно и медленно расходовали средства, а мы не такие, мы будет эффективнее и умнее.

Думаю, что небольшая встряска политической элиты и нашей все еще сырьевой экономики будет даже полезна, т.к. вынудит принимать более эффективные и быстрые решения, мобилизует и несколько отрезвит тех, кто ошалел от пухнущего на глазах бюджетного профицита и стабфонда, может быть заставит задуматься о критике политических оппонентов.  
Tags: policy
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments