d_kishkinev (d_kishkinev) wrote,
d_kishkinev
d_kishkinev

Что в лоб, что по лбу рейтинги нашему российскому высш. образованию

Вот тут сегодня "Эксперт" публикует критику мировых вузовских рейтингов от нашей научно-образовательной элитко, а именно: Виктора Садовничего, Виктора Кружалина (дир-р одного МГУшного института, профессор), ну и там еще некая дама из Независимого рейтингового агенства. 

Сначала все дружно сетуют, что-де в ведущих мировых рейтингах, как-то Института высшего образования (Institute of Higher Education) Шанхайского университета (Shanghai Jiao Tong University), в рейтинге приложения к газете Times  — Times Higher Education Supplement (THES) и рейтинге от проекта  Webometrics, везде даже ведущие российские вузы из года в год находятся на незавидных местах.  Цитата: 

"За пятилетнюю историю существования Шанхайского рейтинга лучший из российских вузов — Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова — не поднимался выше 66−го места (2004 год). Также в четвертой сотне этого рейтинга регулярно присутствует Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ). В рейтингах THES-QS МГУ за четыре года не смог подняться выше 79−го места. В разные годы в TOP-200 этого рейтинга включались Новосибирский государственный университет и уже упоминавшийся СПбГУ. В TOP-500 рейтинга THES-QS также регулярно включаются Томский и Казанский государственные университеты. В последнем рейтинге Webometrics (4000 университетов) представлено 70 российских вузов. В TOP-1500 попали 12 российских вузов, лучшие позиции снова у МГУ — 150−е место). Если смотреть в целом, то в Шанхайском рейтинге Россия занимает условное 15−е место, в рейтинге THES-QS (по данным 2006 года) — 19−е, в рейтинге Webometrics — 25−е место. Судя по результатам рейтингов, Россия уступает не только признанным образовательных державам (в частности, Великобритании и США), но и тем странам, которые еще 50 лет назад не могли даже рассматриваться как наши конкуренты в этой сфере, — Сингапуру, Китаю, Гонконгу, Тайваню и др."

После этого авторы статьи что-то мямлют про то, что такое положение российских вузов "должно не только вызывать самую серьезную тревогу академического сообщества, властей, потенциальных абитуриентов, наконец, но и включать механизмы влияния на государственную образовательную политику, на поддержку отечественных вузов в конкурентной борьбе на мировом рынке экспорта "образовательных услуг."

Но оставшаяся и бОльшая часть статьи посвящена критике методов составления этих рейтингов. И главная притензия авторов - отсутствие отражения качества образования. Типа вот сейчас возьмемся и посчитаем все по новому, и тогда вы увидите, кто мы такие и как у нас все хорошо. 

Я тоже не в восторге от методов составления вышеупомянутых рейтингов. Только вот почему-то, к моему глубокому сожалению, уважаемые профессора и академики (Садовничий аж дважды академик - РАН и РАЕН) нифига не понимают, что качество образования посчитать объективно нельзя, а то, что они предлагают в статье либо "те же яйца, вид сбоку" (оценка числа открытий и изобретений сотрудников вуза, число международных наград, полученных работниками вуза за определенный период), либо совершенно не относящиеся к качеству образования вещи, по крайней мере очень спорные (число основных образовательных программ, т.е. факультетов и кафедр, уровень развития материально-технической базы вуза может быть оценен на основе данных об общей стоимости оборудования вуза, приравненной к единому валютному эквиваленту), либо небольшие дополнения и расширения уже учитываемых в рейтингах показателей (число публикаций работников вуза в журналах, входящих в базу Science Citation Index).

Как ни крути, ребята, штанген-циркуль, а все равно длиннее и толще не станет. 

И очень жаль, что уважаемые господа не понимают, что качество образования уже учтено в рейтингах через показатели научных достижений сотрудников университетов, хотя и косвенно, и через привлекательность вузов для иностранных студентов (в рейтинге Times). Неужели авторы статьи не понимают очевидной вещи: серьезная университетская наука - условие необходимое, хотя и не достаточное, для высокого качества образования.

Tags: education, science
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments