d_kishkinev (d_kishkinev) wrote,
d_kishkinev
d_kishkinev

Про "любит наш народ". Не всё там так грустно и просто

Многие уже перепостили инфографику Ленты, основанную на их изучении соцопросов трех ведущих контор, изучающих общест мнение (ВЦИОМ, ФОМ, Левада). Ну и комментарии соответствующие в стиле "так им и надо, быдлороссиянам, сами заслужили такое положение в стране [что, конечно же, не относится к комментаторам :)]". Или: "Это правительство их еще сдерживает, как самые умные и европейские, а то бы все на фонарях висели!".

Подумал я, и вот к чему пришел.

Предположим, что это репрезентативные выборки и вопросы подбирались относительно нейтрально. Можно же задать всегда вопрос, подразумевающий ответ, который в данном контексте респондент скорее всего и держит в голове для "общества", потому что ведь иррационально многие думают, что результаты могут быть доступны тем, кто влияет на их, респондентов, жизнь.

Но всё таки, как можно было бы эти результаты интерпретировать?

Там всё сложно и махать шашкой не надо. Много чего намешано для создания более gloody картинки, какая она на самом деле есть.

К примеру, есть какие-то вопросы, по которым общественное мнение не сильно менялось за все постсоветсткие годы. Например, мало кто читает конституцию своей страны, даже в развитых странах (84% не читали конституцию). На самом деле, ее все немного читали или их заставляли читать в школе, где-то в 10 или 11-м классе на уроке истории или обществоведения, но мало кто это помнит. Конечно, в этом вопросе как бы подразумевается, что человек потом сам интересовался и покупал или находил где-то Конституцию, но так делают мало кто, и не только у нас. Вот статья в Times о том, что в США 67% читали Конституцию последний раз (и видимо и первый) только в школе или колледже.

Есть вопросы, и их довольно много в сабжевой статье, где мнения россиян менялись очень часто за постсоветские годы (годы систематических социологических наблюдений) и его мотало в противоположные стороны очень быстро, скорее всего за счет влияния массмедиа. К примеру, 81% не любят США. Но это же просто функция от частоты встречаемости отрицательных коннотаций и ассоциаций на ТВ и только! Чтобы подкрепить это мнение цифрами, смотрите картинку отсюда от той же Левады.



Если на нее нанести еще статистику встречаемости сооветствующих отрицательных или положительных коннотаций о США, то будет, как мне кажется, четкая корреляция. Мнение менялось быстро во время войны в Югославии, в начале вторжения в Ирак, в 2007 и 2008 гг. на фоне Мюнхенской речи и войны в Грузии, и сейчас мы обновили исторический минимум на фоне украинского кризиса.

Там еще много вопросов, но все не буду излагать, чтобы не утомлять читателя.

Большинство же людей не имеют по многим общим вопросам обоснованного, самостоятельно сформированного и обоснованного мнения, а отвечают эхом массмедиа, следуют за opinion makers. И не только у нас.

Отсюда мораль: на массмедиа лежит огромная ответственность. Это вам не шуточки, не просто infotainment. Это очень серьезное дело, если интонации, монтаж, нарратив изменены. Десятки миллионов мозгов меняют свое отношения к действительности и действуют соответственно. Если год или чуть больше каналы будут транслировать совершенно иное отношение, или просто уйдет накал страстей, то всё измениться как это уже было (см., к примеру, как износился эффект новизны - момент вторжения в Ирак в 2003 г. - и как мнение опять вернулось в противоположную сторону в 2004-06 гг. хотя война в Ираке всё еще шла). Заметьте также, что большую часть времени с 1990 г. мнения о США были положительные.
Tags: sociology
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments