d_kishkinev (d_kishkinev) wrote,
d_kishkinev
d_kishkinev

Category:

Реформа судебной и правоохранительных систем

Посмотрел/послушал тут замечательных специалистов (таймкоды с участниками ниже) с ноябрьского ОГФ (Общероссийского Гражданского Форума). Интересные спецы, эмпирические исследования, данные и конкретные предложения по самым необходимым мерам для улучшения судебной и правоохранительных систем (некоторые в виде тизера внизу). Шульман была просто chairman и она правильно говорит, что, если иные назревшие реформы просто не имеют шансов в рамках нынешней политической системы (например разгосударствление экономики и понижение концентрации структуры собственности для более эффективного менеджмента - никто без огромного нажима и необходимости не будет делиться пирогом госкомпаний), то точкой консенсуса могла бы стать реформа из сабжа, т.к. есть более менее у многих, от участника "Московского дела " Котова до экс-министра Устинова, понимание, что "ты сядь сегодня, а я завтра под контролем управляемой судебной системы" - не очень благостная атмосфера ни для граждан, ни для инвесторов.

НО было сказано А, но не Б

Проблемы и рецепты были названы, но засада в том, кому из политических акторов можно было бы эту повестку хотя бы частично навязать? Едру на выборах 2021 г.? Новому приемнику? Такой "болезненный синдром" не просто так появился, а является итогом более чем 20 лет превалирования одной ветви власти (исполнительной) над иными. Почему это будет выгодно кому-то менять? Ведь даже Медведев делал реформу полиции в 2011-12 гг., но корень зла - "палочная система" и централизация - так и остался тогда, и что гарантирует неповторение этого? Короче, выявлять всё это надо, но куда эти участники или их идеи могли бы быть коаптированы, через каких политических акторов всё это четкое понимание они могли бы реализовывать и почему эти акторы вообще это всё будут реализовывать (существующие в ГосДуме партии и без того выбираются, например) остается непонятным, а это самое главное и значит это пока только наличие пула понимающих специалистов, которые уже много лет говорят курильщику "вот посмотри на корреляцию между курением и раком легких, вот какой большой R2 у нашей модели, вот что тебе нужно делать etc", а он сидит на корточках, моргает глазами и говорит "ну и чо, а деньги есть? если найду?". Вот примерно такая ассоциация от этого у меня.


Некоторые важные проблемы:
1) Большой обвинительный уклон, широк распространенные практики соглашательства судей со стороной обвинения (МВД, прокуратура, ФСБ и тд)
2) Кадровый состав судей: низкое качество юробразования, лоялизм девочек-бывших секретарей (основная траектория в судей через секретарей), которые знают, "как в суде принято"" и как правило берут сторону обвинения и почти as is обвинение перекочевывает в приговоры. Малое разнообразие кадрового состава, т.к. мало представителей юрнаук, адвокатуры.
3) Практики контроля за решением судей через председателей, которых назначает контролируемая условными силовиками Кадровая комиссия при президенте (в последней много представителей обвинительной стороны). У председателей под контролем много incentives (стимулов, поощрений), важных для рядовых судей, как-то распределение дел (кому полегче, кому попроще), продвижение по службе, надбавки и премии и проч. 
4) Малый масштаб внедрения судов присяжных
5) Малое внимание к адвокатуре (н-р, нет закона о противодействию адвокатской деятельности, а практика такая растет)
6) Централизация правоохранительных органов (н-р огромная вертикально-интегрированная структура МВД, в которой, как и во многих подобных больших структурах, принят формальный подход к управлению с тупой палочной отчетностью и контролем эффективности "каждый год больше к предыдущему").


Некоторые предлагаемые рецепты:
1) Реформирование правоохранительных систем прежде всего ее децентрализация (н-р разбиение МВД на аналог ФБР для федеральной полиции по особо важным делам, региональная и муниципальная полиция). Отмена "палочной" формально-циферной отчетности и измерения эффективности (в году N+1 раскрываемость поднять на X% по сравнению с N годом). Анализ и внедрение практик, уменьшаящих incentives для возбуждения "легких" дел (по которым и обвиненительные приговоры легко выносить) при игнорировании и скрытии сложных дел, которые не менее, а то и более важны для общества
2) Изменение практик формирования корпуса судей. Повышение требований к опыту работы (н-р обязательно не менее N лет проработать вне аппарата судов). Повышение к требованию юробразования (н-р, не только заочное юробразование, большая практика реальной юрид практики и не только в судах). Квоты на представителей юрнаук, адвокатуры для разнообразия track records.
3) Отмена утверждения председателей судов через Кадровую комиссию при президенте или изменение состава этой Комиссии с размынием доли следственных и правоохранительных органов
4) Большая вовлеченность практик судов присяжных, соцреклама важности этой дейстельности. Практика судопроизводства с присяжными показывает намного большую нормальность процесса, нежели без прясяжных (н-р, больше оправдательных дел, элементы состязательности, меньшее желание полностью соглашаться со стороной обвинения)
Суд присяжных давно (с 1993 г) введен в РФ, но сфера применимости остается много лет очень узкой (только уголовные дела особой тяжести). Расширение сферы деятельсности.
5) Введение и эффективное применение закона о противодействии адвокатской деятельности



Участники и тайм коды:
06:51 Вадим Волков, ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге, научный руководитель Института проблем правоприменения при Европейском университете
25:36 Вадим Клювгант, вице-президент Адвокатской палаты города Москвы, партнер Коллегии адвокатов Pen&Paper
41:32 Мария Шклярук, генеральный директор Центра перспективных управленческих решений, ответственный секретарь Оргкомитета ОГФ 51:32 Кирилл Титаев, ассоциированный профессор социологии права им. С.А. Муромцева
1:01:19 Мария Эйсмонт, адвокат МКА «Правовой эксперт»


Видео внизу.

Tags: conference, justice, reform, russia, sociology
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment